Канаев на сервере Проза.ру Sergey Yastrjembsky: Помрачение ума

вторник, 17 ноября 2009 г.

Помрачение ума

Но где они Отечества отцы,
которых мы должны принять за образцы?
«Горе от ума» (А. Грибоедов)

Все общество в России разделилось на две части. Первая ищет примеры для подражания в прошлом, вторая пытается найти их в настоящем.

Не ясно, почему надо искать примеры героики и служения Отечеству только среди властителей.
Наиболее яркие фигуры, достойные подражания в Росси исторически были привязаны к церкви. Сергий Радонежский, заложивший идеологическую основу борьбы с татаро-монгольским игом. Богатыри Пересвет и Ослябя – благословленные Сергием Радонежским монахи, сражавшиеся в рядах русских воинов против монголо-татар. Митрополит Филлип, боровшийся с царской тиранией Ивана Грозного. Патриарх Тихон – борец с большевистской тиранией. Этот перечень можно было бы продолжать, но в истории ключевое место занимают не эти исполины духа, а часто слабые и жестокие властители.
Почему это происходит?
Объяснение есть. В течение последних 300 лет все добросовестные исследователи отмечали массовое чинопочитание, укоренившееся в русском народе. Собственно истоки такой психологии коренятся в 300 летнем монголо-татарском иге. В русский народ вбивалось преклонение перед ханом, его нойонами и соответственно получившими от хана ярлык князьями.
Многие бытописатели русской жизни отмечали укоренившееся чинопочитание и лизоблюдство. К носителям свободомыслия либо относились как к людям странным, либо они подвергались гонениям. Поэтому как в официальной исторической науке, так и в массовом сознании реальные исторические события увязывались преимущественно с личностью властителей. Практически до 1991 года существовало массовое подавление инакомыслия.
Такое положение привело к тому, что подвиг советского народа в Великой Отечественной войне в массовом сознании был непосредственно увязан с именем Сталина. То есть рабское поклонение властителям, укоренившееся в русском народе сыграло злую шутку с сегодняшними сторонниками Сталина. Подучив возможность быть свободными, они с упорством достойным иного применения ринулись защищать Сталина. Этот парадокс хорошо отмечен в романе братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Объясняя, почему нельзя просто уничтожить жестоких и подлых властителей дон Румата говорит, что нельзя просто уничтожить сильных захвативших власть, потому что на смену им придут менее сильные, и подчинят себе слабых. Освободившиеся рабы не могут найти иного способа существования кроме рабства.
Научить быть свободными нельзя. Нужно время, чтобы вытравить из себя раба и перестать поклоняться властителям. Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы изменить сознание. Мы не можем отправиться в 40 летнее путешествие по пустыне, то есть по тем местам, где нет властителей, чиновников и т.д. Нам приходится менять сознание в процессе реальной жизни. Поэтому единственный путь, это постепенная замена в сознании героизации властителей на героизацию исполинов духа. И в этом деле должна занимать ведущее место церковь, поскольку она существовала всю обозримую историю России параллельно светскому правлению и, часто вступала в конфронтацию с этой властью.
Здесь так же велика роль искусства. Кино, телевидение, радио должны целенаправленно искать и показывать людей, которые не стремились к власти, при этом демонстрировали такое духовное величие, что их не стыдно поставить в первые ряды россиян в качестве примера и предмета восхищения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий